Энциклопедия Техники

130 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий
    А зачем эти длинные рассуждения здесь? С очередными пугалками.Почему любовь к Б...
  • Sergey Ivanov
    Ответ на этот вопрос предельно простой. Этой идеологией о первичности любви к богу проще всего (и надежнее) подчинить...Почему любовь к Б...
  • elena volkova
    В Библии сказано : Отец небесный. Тот кто создал нас, тебя. А Создателя не любить нельзя. Можно и атеистом быть. Но...Почему любовь к Б...

Как родился фуникулер

В городах со сложным рельефом и в горных местностях для достижения мест притяжения необходимо преодолевать крутые подъемы и спуски. Для обеспечения возможности посещения труднодоступных мест, вызывающих интерес, были призваны особенные транспортные средства, в основе движения которых лежит канат.

Как родился фуникулер

Идея использовать канатную тягу для подъема грузов зародилась задолго до нашей эры. Такие приспособления широко использовались в древнем Китае при строительстве крепостей. Весьма вероятно, что и египетские пирамиды возводили с помощью примитивных канатных подъемников.

Как родился фуникулерКак родился фуникулер

Также есть свидетельства использования канатной тяги для перевозки людей. На средневековой японской гравюре изображена переправа через пропасть. Приспособление устроено по тому же самому принципу, что и многие сегодняшние подъемники: две большие корзины, в каждой из которых сидит человек, скользят над пропастью в противоположных направлениях. Тем, кто тянет канат, стоя у края ущелья, не требуется особого напряжения сил: каждой из корзин помогает двигаться вперед инерция движения соседней. В монастыри святой горы Афон и скал Метеоры осуществлялся подъем как грузов, так и людей, также в корзинах на ручной канатной тяге. Эта методика, только усовершенствованная, действует до сих пор.

Как родился фуникулерКак родился фуникулер

Подобные приспособления долго служили жителям многих горных районов, однако особой надежностью не отличались – делались они в основном из конопли или лиан и быстро изнашивались. Положение дел в корне изменилось после того, как в 1834(27) году немецкий инженер В. Альберт Фогтс предложил изготавливать новый тип каната – из переплетенных друг с другом стальных проволок.

Как родился фуникулер

В 1866 году на севере Швейцарии, возле Шаффхаузена, появилась первая подвесная проволочно-канатная дорога (die Drahtseilbahn) для перевозки пассажиров. Она стала частью транспортной системы для развивающейся промышленности Шаффхаузена и соединяла берег Рейна с турбинной станцией посреди реки. Система, построенная Johann Jakob Rieter & Cie., Töss, была с ручным управлением, использовалась работниками турбины и не была публичной.

Как родился фуникулер

Два сотрудника водопроводной станции Шаффхаузен, не зная того, открыли новую главу истории транспорта: они сели на первую четко управляемую канатную дорогу, чтобы добраться до работы через Рейн. Турбинная станция находилась посреди реки, и к ней нельзя было добраться другим путем. В Европе это была первая канатная дорога подобного рода, а может быть, даже первая в мире.

Можно выделить два основных вида канатных транспортных средств. Первый – это собственно канатная дорога (англ. cableway, ropeway) – вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что перемещаемые объекты не касаются земли.

Как родился фуникулерКак родился фуникулерКак родился фуникулер

Второй вид транспортного средства, в механизме движения которого используется канат, получил название фуникулер. Фуникулерная система включает в себя рельсы, канат, двигатель и вагон. Двигатель обычно находится вне вагона.

Как родился фуникулер

Существовал еще третий вид канатных транспортных средств – канатный трамвай. С фуникулёром канатный трамвай роднит то, что двигатель расположен вне вагона, привод осуществляется через трос от расположенного статически двигателя. В отличие от фуникулёра, вагон канатного трамвая не прикреплён намертво к тросу – закрепление осуществляется при помощи специального захвата. Таким образом, вагон может останавливаться независимо от движения троса и других вагонов. В настоящее время уже не актуально говорить о канатном трамвае, как об особом транспортном средстве – в мире осталось только одно место, где такой трамвай действует – город Сан-Франциско (США).

Как родился фуникулерКак родился фуникулер

Понятие канатная дорога часто включают в понятие фуникулер. Но это неверно. Канатная дорога и фуникулер – самостоятельные виды транспорта, имеющие принципиальное различие. Вагон канатной дороги движется по канату. Вагон фуникулёра движется по рельсам. Смешение понятий возникло вследствие латинского происхождения термина фуникулер – от funiculus – канат, веревка. Этот термин сохранил свое звучание во многих языках – funicular – в английском, funiculaire – во французском, funicolare – в итальянском, funicular – в испанском. В немецком языке другое звучание – die Seilbahn, в чешском – lanová dráha, но прежний смысл – канатная дорога.

Старейший из известных фуникулеров это подъемник Reisszug подробно изученный бельгийским исследователем М.Азема. Он был построен в Зальцбурге (Австрия) в 1504 (1495?) году для подъема из монастыря Ноннберг, основанного в 712/715 гг., к крепости Хоэнзальцбург. Ныне это старейший действующий монастырь к северу от Альп. В этом транспортном феномене впервые соединились рельсы и канат. Рельсы до XIX века были деревянными. Когда произошла замена на рельсы из металла точно неизвестно.

Как родился фуникулерКак родился фуникулер

Дорога длиной 190 м идет под уклоном 67%. Изначально фуникулер Райзцуг (Reisszug) действовал при помощи мускульной силы человека. Был период, когда использовались животные – быки и лошади. В XIX веке Reisszug был переведен на электротягу. Остальные характеристики фуникулер сохранил до сих пор – расположение привода на верхней станции, один путь, открытый вагон с отделением на двух человек и водителя, а также с отделением для грузов. Подъемник не используется для целей публичной перевозки и является частным.

Как родился фуникулерКак родился фуникулер

Этот фуникулер можно считать также одним из старейших образцов железной дороги, а возможно и первым. Но только появление стального каната дало возможность распространению этого средства транспорта во всем мире и использования его для пассажирских перевозок.

Через несколько столетий в Зальцбурге для подъема в крепость Хоэнзальцбург всех желающих был построен новый, технически более совершенный фуникулер Фестунгбан (Festungbahn). Но это уже совсем другая история.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как родился фуникулер.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх