Энциклопедия Техники

126 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Галыгин
    Словесный понос. Россия будет строить свою станцию и ядерный буксир,а марсоходы с дронами это просто детские игрушки ...Сша будут разбира...
  • Sergiy Che
    Аффтор по моему запутался сам в своих разглагольствованиях - а всё потому, что не знает ни бельмеса в этнологии, но л...Как финно-угорска...
  • Александр Фишкин
    Всё враньё. Попробуйте отучить меня от мяса :)Был ли тиранозавр...

Доменико Трезини- первый архитектор Петербурга .

Доменико Трезини- первый архитектор Петербурга .

Доменико Андреа Трезини (1670, Астано, селение близ Лугано, кантона Тичино, итальянской Швейцарии — 19 февраля 1734, Санкт-Петербург) — архитектор и инженер.

Доменико Трезини- первый архитектор Петербурга .

Биография

В 1670 году в обедневшей семье итальянских аристократов Трезини родился сын Доменико . Семья жила в небольшом городке Астано в Швейцарии , жители которого традиционно добывали и обрабатывали камень . В детстве Доменико познакомился с этим ремеслом . Но он не собирался провести остаток жизни в горах . Мальчика отправили подмастерьем в мастерскую родственника -дизайнера и архитектора . Эта практика была широко распространена : ребенка отправляли учиться к родственникам , где он постепенно осваивал профессию , шел от подмастерья к мастеру , а затем открывал собственную мастерскую и брал в подмастерья своих двоюродных братьев .

Согласно сохранившимся письменным источникам , Доменико Трезини получил необходимые знания и навыки в Венеции , которая в то время была одним из ярчайших образцов итальянского Возрождения и центром художественного образования в Европе . Но он не остался в Италии и , женившись на Джованне ди Вейтис в своем родном Астано , отправился в Данию в поисках лучшей жизни .

Там он устроился фортификатором -инженером оборонительных сооружений -и в конце концов дослужился до архитектора крепостей . Но эта работа не принесла ему ни денег , ни славы . Пока в 1703 году судьба не свела его с Андреем Измайловым . Русский посол при датском дворе Измайлов был осведомлен о планах Петра создать новую столицу Русского государства . И эта столица нуждалась в неприступной крепости .

Ознакомившись с работой Трезини , 1 апреля 1703 года Измайлов подписал с ним договор , по которому архитектор получал 20 червонных (около 117 тысяч рублей в пересчете на современные деньги ) ежемесячно за свою работу на службе у русского царя . Конечно , честолюбивый архитектор без колебаний согласился , оставил жену на попечение родителей и уехал в Россию . Он должен был заложить архитектурные основы города на Неве .

1 апреля 1703 года он заключил с «господином Трецином» договор, который содержал следующие условия:

«За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.»

Предложенная в то время зарплата выглядела совершенно баснословно. Трезини без колебаний согласился и вскоре оказался в Петербурге.

Одной из первых русских работ архитектора была крепость Кроншлот. Он не сохранился до наших дней, но есть эскизы, которые позволяют восстановить его внешний вид. Оборонительное сооружение представляло собой восьмиугольную башню и напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую.

Всего через 2 месяца после завершения строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое "боевое испытание": форт был атакован шведской эскадрой. И крепость выдержала штурм без особых повреждений.

«Первейшая из главных работ — Санктпетербургская фортификация»

Доменико Трезини- первый архитектор Петербурга .

В 1706 году Петр I решил перестроить Петропавловскую крепость : из земляной ее следовало превратить в каменную . Работа была масштабной . Необходимо было своевременно подготовить и доставить в крепость огромное количество строительного материала — бруса , кирпича , извести -для того , чтобы найти достаточное количество рабочих . Для управления строительством Петр основал Департамент городских дел . Его начальником был Ульян Сенявин , а главным помощником -Доменико Трезини (на русский манер его звали Андрей Якимович Трезин ).

Через 2 года было завершено строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и начато строительство солдатских казарм и бастионов .

Обратите внимание: Кикины палаты- первый каменный дом в Петербурге..

Ворота крепости изначально были деревянными . Однако позже был издан специальный указ царя — "не строить деревянного сооружения на Большой Неве и Больших сайтах ", — и ворота были заменены каменными .

К 1716 году крепость была достроена . Доменико Трезини начал строительство Петропавловского собора на его территории . Самой высокой точкой архитектурного ансамбля была Петропавловская колокольня со знаменитым игольчатым шпилем .

Сам Трезини считал строительство крепости своей главной работой и до конца жизни список его проектов начинался фразой "Первая из главных работ — Петербургская фортификация ".

Первый архитектор Петербурга

Петропавловская крепость была не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. Когда он был завершен, общий архитектурный облик новой столицы был передан Департаменту градостроительства. Так Трезини стал главным архитектором Петербурга.

С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра Великого. Резиденция была довольно скромной по тем временам-в точном соответствии со вкусами первого русского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания был украшен аллегорическими барельефами на тему событий Северной войны.

Доменико Трезини- первый архитектор Петербурга .

В 1715 году Трезини создал проект Александро-Невской Лавры — симметричный архитектурный ансамбль, расположенный между Невой и Черной Речкой. Монастырь строили до 1723 года, и все это время он «обрастал» рабочими поселениями, садами и огородами.

Доменико Трезини- первый архитектор Петербурга .

В 1717 году Петр I приказал Доменико Трезини построить "образцовый дом для зажиточных"-городской каменный особняк. Они должны были заменить неприглядные здания, которые изначально строились для жителей молодого города. Архитектор собирался жить в новом доме — красивом и удобном-и подавать пример другим. Место для строительства император выбрал сам: угол Двенадцатой линии Васильевского острова. Трезини исполнил указ императора, но по неизвестным причинам не жил в особняке, и Петр передал здание во владение барону Остерману.

Дом Трезини в современном Санкт-Петербурге называют еще одним зданием, оно расположено на Университетской набережной. Этот дом также был спроектирован самим архитектором, а затем он поселился в нем со своей семьей, учениками, личным клерком и слугами.

Еще одно знаменитое петербургское здание Доменико Трезини-Дом Двенадцати коллегий. Он был возведен в 1722-1742 годах. В то время здесь размещались высшие органы государственного управления. После расформирования училищ здание было передано в собственность Главного педагогического института, и сегодня оно принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.

Доменико Трезини- первый архитектор Петербурга .

Помимо прочего, Доменико Трезини планировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, который сохранился до наших дней: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основателем стиля, который называют Петровским барокко.

Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге. Его могила не сохранилась до наших дней.

Много позднее историк архитектуры М. Иогансен, воздавая должное зодчему, написала: «Хотя весь замысел Трезини реализован не был, тем не менее возведенные по его проектам постройки на протяжении XVIII века не только определили облик Стрелки, но оказали явное влияние на планировку и архитектурное решение отдельных возводимых построек. Так, модулем планировки площади на Стрелке 1760-х годов, предложенной А. Квасовым, было расстояние в 15 сажен — размер „корпуса“ коллегий, а за эталон высоты была взята высота этого же здания. Несомненно, что мотив аркады… оказал влияние на облик двух построек, возведенных вдоль северной границы площади по проектам Кваренги… Все… свидетельствует о большом значении этой работы Трезини не только для петровского Петербурга, но и последующего времени… По своему значению и масштабу данная забота должна быть, несомненно, поставлена в ряд важнейших творческих замыслов не только Трезини, но и вообще русской архитектуры того времени».

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Доменико Трезини- первый архитектор Петербурга ..

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх